О ФЕНОМЕНЕ "ФОРУМНОГО" БЕСПЛАТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ЧТО ЭТО ТАКОЕ? КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ? "ПЛЮСЫ" И "МИНУСЫ". ЧТО ДЕЛАТЬ?



За несколько прошедших лет стала привычной практика обращения к психологу (или другому представителю помогающей профессии) посредством специализированных сайтов, форумов, чатов - бесплатно. 

На таких сервисах, как правило, представлен весь обширный спектр модальностей: от эзотериков и экстрасенсов до психиатров, через «общих психологов», гештальд-терапевтов, коучей, психотерапевтов всех мастей, психоаналитиков, «телесно-ориентированных йогов» и всех-всех-всех.

Ничего «плохого» в такой практике нет. Действительно бывают случаи, когда короткий «разговор» с кем-то Незнакомым и являющимся Специалистом, может помочь, снять некий острый синдром или симптом.

Как происходит обращение к такому сервису? Находясь в некоем критичном или около-критичном состоянии, человек набирает в поисковике «поговорить с психологом бесплатно» и зачастую «раскладывает» свое обращение сразу на несколько сервисов, коих на просторах Интернета в современной реальности — сотни и тысячи: «Авось кто-то ответит и спасёт».

Так и происходит, отвечают и «спасают». А иногда «не спасают». Почему? Потому что в таких обращениях на чаще публичные и бесплатные сервисы есть существенные «минусы» и «особенности», которые не являются «проблемами» сервисов, как таковых, но «провоцируют» некоторые явления.

Вот лишь некоторые из них...

1. Чаще «консультация» проходит публично, т.е. даже, если обратившийся подписывается «ником», то так или иначе может стать узнаваемым, т.к. так или иначе приходится сообщать некую фактическую информацию о себе, своих родных и прочее. Даже, если обратившийся удалит свой вопрос с сайта (а далеко не все сайты соглашаются на удаление контента) — это не обозначает, что информация пропадет из поисковиков быстро, она будет «болтаться» в поисковиках минимум 3-5 месяцев.

2. Комментарии и ответы специалистов (иногда — прямо-противоположного содержания и от нескольких специалистов разных модальностей) носят скорее «общий» и «провокативный» (а не консультационный*) характер, цель которого — привлечь обратившегося к индивидуальным консультациям, собственно, это и есть — базовая и реальная цель тех специалистов, которые «сидят на форумах», но и из этого правила есть условное исключение:

это начинающие практику специалисты, которые «пробуют себя» в профессии и «боятся» начать «обычную практику» в «обычном кабинете» (потому и «пробуют» дистанционно и бесплатно) или более опытные специалисты, которые «любопытствуют», изучая феномен публично-бесплатного-онлайн-консультирования.

Перевод (попытка перевода) обратившегося в разряд клиентов и «намек» на личную консультацию в «личном кабинете» — это верный подход. Согласитесь, что лично Вы вряд ли стали бы работать постоянно бесплатно, честно вкладываясь в свою работу, в которой Вы активно применяете свою квалификацию, в которую Вы тоже вложились и вкладываетесь, и «тратить впустую» Ваше время...

Но на уровне «обращения на форуме» такой «метод» — неэффективный для обратившегося. 

Неэффективый чаще потому, что обратившийся, находясь «внутри своей проблемы» и не выходя за ее рамки, не находясь в «наблюдающей позиции», просто-напросто буквально выбирает «удобный» («понятный», «устраивающий») комментарий (он ведь либо по нескольким форумам/сайтам "разложился" либо в одной теме ответили "двадцать человек"), который, возможно, даёт временное «облегчение» или «понимание», т.е. фактически «временно лечит симптом», чтобы он «не болел», а реальная проблема остается там же, где была.

*«Не консультационный» потому, что «публично-бесплатный» формат априори не может быть консультацией. Консультирование имеет совершенно другие признаки, свои правила, коих множество множеств и, которые имеют весьма отдаленное отношение к происходящему на обсуждаемых сервисах. 

3. Не стоит забывать о том, что в любом случае у модераторов, администраторов, владельцев подобных сайтов и сервисов есть доступ к любой (ко всей!) информации. Сколько бы они ни говорили «мы не читаем личную переписку» и прочее — это не правда. Даже, если некий модератор/ администратор/ владелец действительно «не читает», то техническая возможность всегда есть. И нередко модераторы-администраторы все-таки это делают. 

Если вдруг вы полагаете, что администраторами и модераторами являются "крепкие специалисты" в области помогающих профессий, то ошибаетесь: 80-90% - это "банальные айтишники", у которых, мягко говоря, "свой взгляд" на подобное консультирование :)

И не всегда ясно «что случится» с неким администратором в перспективе и не возжелает ли он однажды, например, в отместку работодателю, опубликовать конфиденциальную информацию? Да и элементарные технические проблемы и сбои никто не отменял. Если у Вас есть свой сайт, то Вы прекрасно знаете о «технологической стороне дела».

Представьте, Вы пришли в кабинет к психологу, а там, кроме психолога и Вас, присутствует еще 2-4 человека, которые молчат. Если их спросить «А что вы тут делаете?», то они отвечают «Да мы так... просто тут сидим. Мы не подслушиваем, мы просто здесь». Молчаливые Свидетели...

4. Нередки случаи, когда человек сам себя вгоняет в зависимость от такого «консультирования». «Чуть что...» идет на форум, спрашивать. Часто «надумывает» повод, чтобы получить свою порцию внимания. Мы называем это «симптоматическое лечение». Появился некий симптом? Надо его «полечить»! Зависимости бывают разные, например, позитивные (улучшают качество жизни) и негативные (ухудшают качество жизни).

Подобная зависимость (от бесплатного «консультирования») — ближайшая родственница, например, алкоголизма. Плохое настроение? Что-то случилось? Выпил и полегчало. Наутро опять худо? Нужно опохмелиться. Да, легчает вновь. Только результатом такого «лечения» является хронический алкоголизм, большие проблемы со здоровьем, крах личности и крах всей жизни...

Представьте: у человека "нет денег" на обращение к специалисту, он решается на бесплатное консультирование, один раз, второй,.. пятый, десятый... Зачем ему начинать зарабатывать На Самого Себя, если его "лечат" бесплатно? Этот процесс сродни ре-травматизации.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если у Вас есть потребность и некоторая осознанность в том, что у Вас Есть Проблема, то:

1. Нужно (придется) выходить из Зоны Комфорта и, в данном контексте, «уже перестать гулять по форумам», а обратиться в «нормальное» реальное личное консультирование.

2. У Вас всегда есть выбор — или «за деньги», или «бесплатно»:

а) бесплатно — это по месту жительства/ прописки, к психиатру или врачу-психотерапевту в поликлинику или психоневрологический диспансер;

б) «по-дешевле» — это в городскую или областную (государственную) «клинику неврозов» (не путать с «дурдомом»!), которая есть в каждом регионе/ крупном городе; поскольку такие учреждения государственные, то стоимость консультационного, амбулаторного, стационарного «лечения» иногда в несколько раз ниже, чем у «фрилансера», при прочих равных;

*в) платно и «по-дороже» — это «фрилансеры» или группы коллег, объединившиеся в небольшие «психологические центры»/ кабинеты.

*Алгоритм при выборе варианта в):

1. Изучить сайт специалиста по принципу «понятно/ не понятно», «нравится/ не нравится», этого достаточно, Ваш выбор должен быть именно субъективным.

2. В большинстве (если не во всех) случаев можно взять демо-сессию. Демо-сессия проводится бесплатно и является предварительным собеседованием, после которого Вы сможете принять «окончательное решение» о выборе или не-выборе данного специалиста.

Не забывайте, что "телефоны доверия" работают бесплатно. Службы экстренной психологической поддержки взрослых и детей есть не только в каждом крупном городе, но и на федеральном уровне. Уж лучше поговорить с гарантированно-квалифицированным специалистом, чем с несколькими "ноу нэймами" :)

Автор: Е.А.Нечаева, 02.06.2017 (С)