ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ АСПИРАНТ ОТ ДОКТОРАНТА И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?



Уважаемые аспиранты и докторанты, эта статья не может восприниматься в качестве набора универсальных рецептов или неких рекомендаций, которые «подойдут всем и каждому». Это попытка обобщить некие эмпирические свидетельства, а именно - опыт консультирования и аспирантов, и докторантов на протяжении нескольких лет...

В качестве эпиграфа выберу «еврейский анекдот»:

«Очень богатый человек пришел в часовую мастерскую:

- Здравствуйте! У меня сломались очень дорогие часы! Я хотел бы, чтобы вы их починили...

- Давайте посмотрим!... Ооо! Это действительно очень дорогие часы. Знаете, я не могу их взять в ремонт. Если что-то пойдет не так, то я с вами не расплачусь даже, если продам всё, в том числе мою любимую маму! Пожалуйста, обратитесь к другому часовщику!

Пошел очень богатый человек со своими очень дорогими часами к другому часовщику, тот отказал с той же формулировкой. К третьему, четвертому... Никто не берет часы в ремонт! Отчаявшись, заходит богатый человек к последнему оставшемуся часовщику.

Часовщик взял часы, повертел и говорит мальчишке-подмастерью:

- Вот твоя работа на сегодня. Чини!

- Да вы что?! Это же очень дорогие часы! Если что-то пойдет не так, то вы со мной не расплатитесь даже, если продадите всё, в том числе вашу любимую маму! Пожалуйста, чините их лично сами! Ведь мальчишка даже приблизительной ценности часов не понимает!

- Вот поэтому он их починит...»

Основное базовое отличие между аспирантом и докторантом именно в этом: аспирант — тот самый мальчишка-подмастерье, который «не знает ценности», а сделает хорошо как раз «по Незнанию», а не «по Опыту», читаем «по Ответственности» (и уже накопленным страхам по поводу «я поломал дорогие часы»).

У аспиранта уже есть некий опыт прохождения особых «квестов». Это, как минимум, защита дипломной работы в вузе. Именно с этим опытом (и осознанными или неосознанными ожиданиям) аспирант вступает на путь создания научной работы — диссертации. При этом зачастую опыт защиты дипломной работы служит не совсем «добрую службу», так как оказывается, что аспирантура — это совсем не дипломирование, сценарии совсем иные.

Тем не менее (хочется сказать «по-глупости, по-молодости») аспирант относительно легко перестраивается на «аспирантский лад», в том числе и потому, что «нет Знаний» о том, что будет Дальше. К чему готовиться и где «подстилать соломку»? То есть аспирант куда менее нагружен ожиданиями, основанными на предыдущем опыте.

Поэтому аспирантам можно смело предлагать вариант работы под общими девизами: «Сначала делай, потом пугайся» и «Глаза боятся, руки делают». Работа под такими девизами может вполне неплохо спориться. Через тернии, но на осознание последствий «набивания шишек» у аспиранта просто нет времени.

Пребывание в аспирантуре ограничено временем и многие (если не сказать «все») внутренние процессы аспиранта не успевают созревать, а на «лирические выводы» и «переваривание» последствий стрессов этого самого времени действительно не хватает. Можно сравнить, например, с родителем, который говорит ребенку: «Как это тебе 16 лет? Ты же вчера еще в люльке качался!». Со стрессовыми ситуациями, которые неизбежны в аспирантуре, происходит примерно то же самое, что и с «внезапно выросшим ребенком». Пока родитель «садил дерево» и «строил дом» - ребенок успел значительно подрасти и поставил перед фактом: «Я вырос!», чем вызвал искреннее удивление родителя.

В случае с родителем мы можем говорить, скорее, о приятной стороне дела. В случае с аспирантом все куда менее радужно. Пока аспирант «садил дерево и строил дом» (писал свою работу и занимался всеми сопутствующими задачами), «ребенок рос» (последствия стрессовых ситуаций накапливались). К сожалению, эти накопления никуда не исчезают сами по себе. И чаще всего аспирант, дождавшийся положительного решения ВАК, «радостно» вытесняет эти внутренние процессы, «забывает, как страшный сон».

(«Загвоздка» в том, что это не «острый психоз», который образуется ураганно и также быстро «проходит». «Загвоздка» в том, что процессы — длительные, в течение нескольких месяцев и даже лет)

При этом помыслы аспиранта чисты, зла он себе не желает, но данная тактика (вытеснения) схожа с тактикой страуса, который, как говорят, при появлении опасности прячет голову в песок. Последствия могут долго не проявляться, но, на самом деле, проявляются (чаще) на соматическом уровне. Кто из аспирантов не сваливался с частые простуды, обострения хронических заболеваний или в санаторий-профилакторий после завершения аспирантуры? «Все болезни от нервов» - может сказать экс-аспирант, и на этом вся «работа с нервами» заканчивается, и аспирант идет «сдавать анализы и мерить давление» в ближайший мед.пункт). А тем временем внутренние процессы живут своей жизнь достаточно вольготно, им «там» хорошо, из «задвинули» на дальний план, ими никто не занимается — живи, да радуйся, да размножайся!

К опыту, полученному в аспирантуре, возвращаться не хочется. Звучит это примерно так:

- Зачем я буду это вспоминать? Это так давно было!

- Но это не значит, что у вас «отшибло память», просто расскажите, а как это было.

- Ничего страшного, никаких проблем в аспирантуре не было! Зачем я буду опять это вспоминать?

- А про проблемы я и не спрашивала... И что значит «опять»?

Наверное, вы уже поняли, с кем случаются подобные диалоги. Верно — с докторантами. Которые когда-то были аспирантами и зарекались «Да никогда больше!..».

Вот это Никогда наступило, и человек решается на защиту докторской диссертации... И тут, как грибы после дождя, как снег на непокрытую голову, как подснежники быстрой ранней весной, из докторанта «начинают лезть пышным цветом» все те истории, которые он в течение нескольких лет, часто — многих лет, сам от себя прятал. И мальчик-подмастерье мгновенно превращается в дряхлого, седовласого, всего боящегося, всего опасающегося Старика. Стариком этим завладевает Знание. Знание предыдущего опыта, который, как мы уже несколько раз повторили, не был прожит в реальном времени (потому, что времени не было) и был «задвинут» на самые дальние полки самых пыльных шкафов (потому, что соприкасаться с ним крайне тяжело и травматично).

С одной стороны, Старик, вроде бы, уже «тёртый калач», с другой стороны, мудрость и опытность почему-то проигрывают всему остальному. И начинается то, что начинается: мысли летят в разные стороны, планирование не соответствует реальности, реальность не соответствует планированию, внезапно для самого себя докторант начинает «запинаться» о личные отношения с кем-то из коллег, в семье начинает происходить «нечто несусветное», рабы-ассистенты напоминают «стадо барашков», а в лаборатории отключают электричество за неуплату. И так далее, и подобное.

Приходит такой вот докторант и говорит:

- А давайте вы научите меня самоорганизации!..

- Давайте научу! Только сначала поговорим о вашей аспирантуре...

Дальше происходит примерно то, что описано выше в диалогах... А рассказывать все равно придется. Дабы хотя бы «слить» давно и плотно накопившееся, чтобы освободить место для нового опыта. Хотя часто докторант настаивает «давайте вот без Этого». Я соглашаюсь, но за последствия снимаю всякую ответственность, предупреждая, что мальчик-подмастерье уже давно «не тот».

Что же делать?..

1. Не зарекаться от докторантуры. Если вы — учёный, то никуда не денетесь от продолжения и развития научной, признанной профессиональным сообществом, деятельности.

2. Обращаться к специалисту уже во время аспирантуры, который поможет избежать вытеснения («зарывания») стрессовых ситуаций и их неизбежных последствий. Либо «сдаваться» специалисту сразу после формального завершения процессов, чтобы разобраться «а что это было?».

3. Помнить о том, что психология — это тоже наука и, что все алгоритмы работы с такими и подобными случаями давно прописаны, изучены вдоль и поперек, и являются эффективными (результативными).

Кое-что об алгоритмах (в произвольном порядке)...

1. От Общего — к Частному.

2. От Частного — к Общему.

3. Хотя бы приблизительная и мимолетная встреча с предыдущим подобным опытом.

4. Поиски и нахождение истинной мотивации с целью воссоединения внутренних ресурсов с задачами и результатами.

5. Грамотное планирование по всем уровням и отрезкам.

6. Вопросы реальной ответственности и реальной безответственности.

7. Межличностные отношения, в т.ч. с родными, коллегами и прочими.

8. «Волшебный пинок».

9. Внешний Контроль (если надо).

10. Обратная связь с целью приобретения «более свежего взгляда» из наблюдающей позиции.