АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ГНЕВОМ, ОБИДОЙ И Т.П.

На основе материалов из курса транзактного анализа. О том, как отстоять свои права... Понадобится: 1-2 листа А4 и ручка. Время самостоятельного исследования: 40-50 минут.


1. Вспомните случай (произошедший с вами в реальности), когда вы испытали чувство гнева/обиды/раздражения/и т.п. в контакте с кем-­то Другим (родственником/ близким/ случайным человеком).

Можно не записывать, но с п.2 записывать всё.

2. Я — Взрослый: «Что с тобой?»

Я — Ребенок: «Я очень зол!» (Назвать Чувство: обида/раздражение/гнев/и т.п. В примере: Злость)

3. Я — Взрослый: «На кого ты зол?»

Я — Злой: «Я злюсь на (назвать Другого участника)»

Я — Взрослый: «Когда в какой ситуации, после чего ты разозлился на (Другого)?»

Я — Злой: «Я разозлился после того, как он (описать случай и диалог с Другим)»

4. Я — Взрослый: «Ни ситуация, ни другой человек не могут заставить нас чувствовать, думать или делать что­то определенное. Исхожу из того, что с этим
человеком (который стал «причиной» моей Злости) – все в порядке. Он не хотел сделать мне плохо. Он не является действительной причиной моей Злости»

5. По каждому пункту — обязательный ответ. Я – Взрослый: «Теперь я найду причину своей Злости – нерешенную проблему. Вероятно, я либо:

А) не позаботился о защите себя, своих интересов, своего достоинства. Может быть потому, что я не осознал свои права? Или не умею о них говорить?

Б) не сказал о своих потребностях. Может быть потому, что я не осознавал свои потребности в данной ситуации? Или боялся сказать о них, так как считаю, что мои потребности «не в порядке» и с ними «что­то не так?» или моих потребностей просто не существует?

В) не внятно сказал о своих потребностях. Не на языке этого конкретного человека и так, чтобы он меня услышал. Может быть потому, что я считаю, что другие люди обязаны понимать и распознавать мои потребности и мой язык?

Г) Не договорился с человеком о том, чего ожидаю от него. Может быть потому, что я не знаю – как договариваться и заключать контракты? Или я не готов идти на компромиссы, так как считаю, что другие люди обязаны делать то, чего хочу я и никак иначе?

Д) не взял с него (с того человека) обещание сделать то, о чем мы договорились. Может быть потому, что я не отношусь к себе всерьез? Не считаю, что имею потребности?

Е) не ухожу из отношений, в которых я сделал все, а другой человек продолжает делать то, что не приемлемо для меня, не смотря на свои обещания. Может быть потому, что я не уважаю себя?»

6. Я – Взрослый: «Я нуждался в…». Сформулировать свою потребность в том случае, который вы сейчас разбираете.

7. Я – Взрослый: «Что я должен был тогда (в том случае, который вы сейчас разбираете) сказать тому человеку, чтобы удовлетворить свою потребность?». Просьба должна быть сформулирована в формате «Со мной – все в порядке и с тем человеком – все в порядке». Если мы будем формулировать свои просьбы, исходя из того, что другой «дурак» или «хам», то именно так он поступит соответственно.

Резюме:
  • Знать свои права
  • Говорить о своих правах
  • Знать свои потребности
  • Говорить о своих потребностях
  • Говорить о своих правах и потребностях на языке, понятном вашему партнеру
  • Учиться договариваться и заключать контракты
  • Уметь брать и давать обещания
  • Завершать, а не прерывать отношения
  • Формулировать признаки того, что отношения действительно завершены
Автор:. Е.А.Нечаева, июнь 2009 (С)