К основному контенту

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ГНЕВОМ, ОБИДОЙ И Т.П.

На основе материалов из курса транзактного анализа. О том, как отстоять свои права... Понадобится: 1-2 листа А4 и ручка. Время самостоятельного исследования: 40-50 минут.


1. Вспомните случай (произошедший с вами в реальности), когда вы испытали чувство гнева/обиды/раздражения/и т.п. в контакте с кем-­то Другим (родственником/ близким/ случайным человеком).

Можно не записывать, но с п.2 записывать всё.

2. Я — Взрослый: «Что с тобой?»

Я — Ребенок: «Я очень зол!» (Назвать Чувство: обида/раздражение/гнев/и т.п. В примере: Злость)

3. Я — Взрослый: «На кого ты зол?»

Я — Злой: «Я злюсь на (назвать Другого участника)»

Я — Взрослый: «Когда в какой ситуации, после чего ты разозлился на (Другого)?»

Я — Злой: «Я разозлился после того, как он (описать случай и диалог с Другим)»

4. Я — Взрослый: «Ни ситуация, ни другой человек не могут заставить нас чувствовать, думать или делать что­то определенное. Исхожу из того, что с этим
человеком (который стал «причиной» моей Злости) – все в порядке. Он не хотел сделать мне плохо. Он не является действительной причиной моей Злости»

5. По каждому пункту — обязательный ответ. Я – Взрослый: «Теперь я найду причину своей Злости – нерешенную проблему. Вероятно, я либо:

А) не позаботился о защите себя, своих интересов, своего достоинства. Может быть потому, что я не осознал свои права? Или не умею о них говорить?

Б) не сказал о своих потребностях. Может быть потому, что я не осознавал свои потребности в данной ситуации? Или боялся сказать о них, так как считаю, что мои потребности «не в порядке» и с ними «что­то не так?» или моих потребностей просто не существует?

В) не внятно сказал о своих потребностях. Не на языке этого конкретного человека и так, чтобы он меня услышал. Может быть потому, что я считаю, что другие люди обязаны понимать и распознавать мои потребности и мой язык?

Г) Не договорился с человеком о том, чего ожидаю от него. Может быть потому, что я не знаю – как договариваться и заключать контракты? Или я не готов идти на компромиссы, так как считаю, что другие люди обязаны делать то, чего хочу я и никак иначе?

Д) не взял с него (с того человека) обещание сделать то, о чем мы договорились. Может быть потому, что я не отношусь к себе всерьез? Не считаю, что имею потребности?

Е) не ухожу из отношений, в которых я сделал все, а другой человек продолжает делать то, что не приемлемо для меня, не смотря на свои обещания. Может быть потому, что я не уважаю себя?»

6. Я – Взрослый: «Я нуждался в…». Сформулировать свою потребность в том случае, который вы сейчас разбираете.

7. Я – Взрослый: «Что я должен был тогда (в том случае, который вы сейчас разбираете) сказать тому человеку, чтобы удовлетворить свою потребность?». Просьба должна быть сформулирована в формате «Со мной – все в порядке и с тем человеком – все в порядке». Если мы будем формулировать свои просьбы, исходя из того, что другой «дурак» или «хам», то именно так он поступит соответственно.

Резюме:
  • Знать свои права
  • Говорить о своих правах
  • Знать свои потребности
  • Говорить о своих потребностях
  • Говорить о своих правах и потребностях на языке, понятном вашему партнеру
  • Учиться договариваться и заключать контракты
  • Уметь брать и давать обещания
  • Завершать, а не прерывать отношения
  • Формулировать признаки того, что отношения действительно завершены
Автор:. Е.А.Нечаева, июнь 2009 (С)

Популярные сообщения из этого блога

ЕКАТЕРИНБУРГ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Так уж получилось, что ко мне часто обращаются гости города с вопросами «Что и где посмотреть в Екатеринбурге?». В основном, гости среднего и старшего возрастов. В этой заметке расскажу о том, что нужно посмотреть обязательно и желательно, имея ввиду тех гостей, которые посещают Екатеринбург впервые.
Данные актуальны на апрель 2018-го года. 

Примечание от 10.03.2019: "всё течёт, всё изменяется", и на сегодня кое-какие данные в этой статье уже стали не актуальными, например, по ресторанам-кафе (и ещё "кое-где"), - уже не все из перечисленных работают сейчас. 

Однако, вместо них открылись другие. То есть - фактическая информация уже изменилась, но не настолько критично, чтобы гости города "заблудились" или "остались голодными". 

Уважаемые гости города, как вы прочитаете ниже, Екатеринбург действительно развивается и меняется более, чем динамично и, к сожалению, у меня нет возможности "отслеживать" изменения, это просто невозможно физически..…

НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ СПИСОК ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА (ПЯТЬ КАРТИНОК)

"Неожиданный результат творчества" - этот список был опубликован на моем официальном сайте два-три года назад, и до сих пор статистика посещений страницы с этим списком бьет все мыслимые и немыслимые рекорды.
Давно и научно-доказанный факт (который до сих отрицается многими): алекситимия рассматривается как фактор риска психосоматических заболеваний. 
Алекситимия (буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности: 
- затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и, как следствие, эмоций других людей; 
- затруднение в различении эмоций и телесных ощущений; 
- снижение способности к символизации, в частности к фантазии; 
- фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям; 
- склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций. 
Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.…

ХОРОШО, ТОЖЕ ВЫСКАЖУСЬ ПРО «ПОКИДАЯ NEVERLAND», 18+

Несовершеннолетние, это не для вас. Идите делать уроки :) Сначала Важное (на всякий случай). Ещё давным-давно, когда М.Джексон был на пике популярности, разговоры о его «специфичности» были (всегда были). Тогда неоднократно слышала полушутливые реплики: «А в чём Майкл виноват, если дети сами его хотят?». Таким людям говорила и не устану повторять: «Убейтесь об стену!». Дело в том, что нет ни такого термина, ни такого явления, как «детская сексуальность». Есть термин и явление «детский эротизм»/ «детская эротизированность» – это совершенно естественное/нормальное явление, заложенное «самой природой», сопровождающее телесный рост любого и каждого ребёнка.  Зачем «природой» «не придумана» детская сексуальность? Затем, что ребенок физически не способен к продолжению рода, не сможет ни «родить», ни взрастить/кормить потомство, – поэтому «взрослая сексуальность» ребенку и не нужна. {Об инфантильности педофилов и припедофиленных хорошо известно, то есть, в некоторой степени, они «сами – дети» (эт…