СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛА

Профессионал — кто он? О таланте и цене товара. Даём определение! Как определить профессионала? Нет, не в других, но в себе...


Эмпирическим многолетним путем в целом получилось так...

Профессионал — это:

– обучение;
– практика;
– отношение к делу;
– оплата;
– повышение квалификации.

Расшифруем!

1. Обучение.

Здесь имеем ввиду высшее образование или среднее-специальное. 

Конечно, все мы знаем людей, которых «учить — только портить». Но есть важный нюанс.

«Просто одаренный/ талантливый» человек обязан сам собой заниматься в процессе обучения. 

Это важная способность — выполнять некие требования социума, а умение «огранить дикий драгоценный камень» – это важный процесс, сообщающий и самому себе, и обществу о способности талантливого человека проходить некие {социальные} квесты (даже или тем более – «глупые» и «ненужные»). 

Если талантливый/одаренный ребенок/подросток не развернет себя в сторону системного образования, у него есть шанс свой талант потерять или вообще «не выжить». 

Свой талант придется предъявлять обществу (не будет же художник вывешивать свои картины в своей мастерской и самостоятельно на них любоваться всю жизнь), а войти в социум лучше всего именно через «обучающий квест».

2. Практика.

Здесь – это применение приобретенных во время обучения знаний и навыков.

Попросту говоря – работа согласно приобретенной квалификации. 

В современной реальности работа по приобретенной специальности является скорее исключением, чем правилом. 

В этом случае тому, кто научился, но не работает по приобретенной квалификации, стоит хорошо подумать над пользой полученного образования. В хорошем смысле. 

Найти в образовании действительно полезное для себя и проанализировать полученный во время обучения опыт, знания и навыки. 

То есть не обесценивать («Учился-учился, а зачем и для чего – не знаю», «После этого вуза моя голова осталась пустой»), а найти (резюмировать) Нужное и Интересное для себя самого.

3. Отношение к делу.

Вносим чрезвычайно важное дополнение: не столько «отношение к делу», сколько «отношение к самому себе в этом деле». 

Два врача. У них одинаковая зарплата. 

Один работает плохо, потому что зарплата маленькая: «Вот была бы зарплата по-больше, я работал бы лучше». Другой работает хорошо и на размер зарплаты не ссылается. 

Действительно ли один из врачей начнет работать лучше именно по причине повышения зарплаты? Нет.

– Я не хочу работать официанткой, не царское это дело!

– У тебя сейчас есть возможность зарабатывать именно "царским делом"?

– Нет.

– Хочешь ли ты стать лучшей официанткой в этом ресторане или даже во всем городе? Хочешь ли ты работать так, чтобы уважать, в первую очередь, саму себя в этом деле, а уже потом рассуждать «царское» это дело или нет?

– Хочу! Хочу стать Царицей официанток!

Когда мы одержимы нашим делом, мы уважаем не только дело само по себе и нашу принадлежность к нему, мы уважаем самих себя, реализуя себя полностью в нашем деле (любом).

4. Оплата.

Адекватная компенсация практического применения наших навыков в нашей профессиональной деятельности (работе) в финансовом эквиваленте. 

Тут всё просто: если вязальщица не берет денег за свою работу, то вязание для нее – это хобби, увлечение, но не работа и не профессиональная деятельность. 

Цена у товара появляется не тогда, когда на товар прикрепляют ценник, а тогда, когда находится человек, готовый заплатить указанную на ценнике сумму и платит ее (покупает товар). 

Пока у товара нет покупателя, товар бесценный (буквально; он ничего не стоит). 

Нельзя сказать «я – профессиональный ювелир, я дарю свои произведения друзьям», в данном случае можно сказать «я – ювелир-любитель».

5. Повышение квалификации.

Периодическое/ систематическое обучение новым навыкам и/или более углубленное изучение «своей области». 

Каждый из нас встречал человека (или сам является таковым), который часто рассказывает о том, как он на третьем курсе курсовую работу защищал, и было это «дцать» лет назад. 

Или часто повторяет «Вообще-то я – инженер!» (образца 1987-го года).

Но ничего не рассказывает о том, что со времен его обучения прошло много лет, наука (дело), которой он занимается, неким образом развилась и изменилась. 

Он всё «едет и едет» на знаниях, когда-то вложенных в него преподавателями вуза. Это совсем не плохо, когда человек ценит своих преподавателей, свои знания и умения, когда-то приобретенные.

Настораживает его остановка на этом. 

Возможно, он считает, что полученного когда-то достаточно на века?

А так ли это на самом деле?
Какая из пяти предложенных составляющих Главнее? Я не знаю. 

Поэтому на диаграмме под каждую составляющую выделена равная остальным часть. Какая из них важнее и/или первичнее – решать вам.

Обращайтесь, если что (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Е.А.Нечаева