К основному контенту

ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ

Ставим «запятую». О школьных родительских чатах…

Как у всех или как у многих из нас – и у меня есть друзья, знакомые, клиенты, которые являются родителями школьников.

Тема так называемых «школьных чатов» озвучивается буквально сразу после сообщения «мой ребенок пошел в школу».

Поскольку у меня нет детей школьного возраста, то нет и личного чат-опыта, соответственно, остается только слушать, фиксируя информацию и впечатления исключительно из наблюдающей позиции.

Факт, как он есть: чаще родитель даже не сообщает, казалось бы, «естественных подробностей» – в какой класс, в какую школу пошел ребенок, не рассказывает об учебе, как таковой, одноклассниках, учителях и тому подобном, а мгновенно переходит к повествованию о чате/чатах.

При этом наблюдается заметная неосознанность самого процесса говорения о чатах, которую, в допустимом смысле, можно назвать «автоматическим говорением».

Родитель может говорить о чате тридцать-сорок минут без пауз.

– Всё это очень интересно. Но почему ты так долго об этом рассказываешь? Тебе это зачем?

– А черт его знает...

Создается впечатление, что он(а) сам(а) не совсем понимает, – а, почему, собственно он(а) вообще об этом так подробно, эмоционально и долго рассказывает: «И говорить об этом не хочу, и молчать об этом не могу».

В последние несколько лет стали активно появляться многочисленные статьи коллег-психологов, многие из которых действительно содержат «рациональное зерно».

Но чаще размышления коллег о чатах сводятся к перечислению неких способов поведения, оформленных в советы родителям под общим девизом «как родителю выжить в школьном чате».

А о том, Что, собственно, находится «под» поведением (внешним) речи чаще просто нет.

Иногда «поведенческие» советы действительно полезны и логичны, но всё вместе похоже на пресловутую «борьбу с симптомами», то есть на «лечение» внешних признаков куда более глубоких явлений. Лечение симптома, чтобы он не болел.

Эта заметка – скромная попытка обозначить то, что находится «внутри» и «под» симптомом.

О повышенном уровне тревоги родителей младших школьников известно еще с советских времен. И тогда родителям первоклассников постоянно «что-то мерещилось».

То детям вредно резать ножницами наждачную бумагу. То по непонятным причинам необходимо менять шторы в кабинете несколько раз в год, как будто это не просто шторы, а сакральный знак неких сакральных изменений.

То необходимо срочно покупать новые пионерские галстуки... а чем старые не устраивали... То классная руководительница «не то сказала», «не так оценила».

И многое подобное. А уж «в наше время такого не было» и «в наше время делали так-то» – это классика жанра.



Поведение родителей по отношению к школе и школьным процессам чем-то напоминало (и напоминает) поведение футбольного болельщика, который никогда не играл в футбол, но точно знает – как в него надо играть. Или поведение водителя такси, являющего экспертом по всем вопросам широкого спектра: от происхождения Вселенной до обустройства клумбы во дворе.

Всё вместе находится где-то между родительским забыванием собственного детского опыта (многие родители как будто сразу родились родителями и не были детьми), конфликтом «пусть ребенок растет счастливым, у него должно быть детство» и «ребенок должен быть образованным и несчастным».

Почему-то совместить нельзя («и счастливый, у которого есть детство, и образованный»).

Что-то изменилось с тех пор? Наверное, да. Наверное, нет.

В обоих вариантах («тогда и сейчас») есть общее – всё та же пресловутая тревога на разном фоне, которая и приводит к чато-зависимости.

Здесь обозначу, к родителям современное общество и так предъявляет «слишком много» требований, «делая» из детей «священных коров», а из родителей – людей «с нервным тиком», постоянно дОлжных, контролирующих-контролирующих-контролирующих...

Поэтому задам гипотетический вопрос школе.

А что или кто мешает школе направить свои умения и старания на понижение уровня родительской тревоги? Под общим девизом: «Дорогие родители, всё будет хорошо!».

Вероятно, школа чаще (неосознанно) провоцирует родителей на повышение тревоги, куда-то призывая, мотивируя на подвиги и деяния, приглашая контролировать всё и вся либо, напротив, отсекая родителей от интересных им процессов.

Куда родителям всё это «девать»? Правильно, в чат, туда их направляет школа, которая не справляется с тревогой родителей.

Родители вынуждены справляться самостоятельно, «размазывая» тревогу друг по другу (в группе).

Где в этот момент находится ребенок?

Тот, который забыл записать «домашку»? Тот, который с неизвестной радости должен был отследить – кто из одноклассников взял карандаш у другого? 

Пока родитель героически выясняет эти жизненно-важные вопросы в чате, ребенок предоставлен сам себе.

Чтобы не вгонять самого себя в чувства стыда и вины за «неправильное поведение» (забыл, не отследил и т.п.), он занимает себя, например, компьютерной игрой.

Это весело и иногда даже полезно, только вот Ответственности в этот момент ребенок не учит_ся.

Ему зачем? За него его ответственностью занимается родитель. Родителю, чтобы не ударить в грязь лицом, легче спросить у других родителей.

Вместо того, чтобы аккуратно выяснить причины, по которым ребенок что-то пропустил «мимо ушей» (это при наличии массы технических возможностей зафиксировать информацию и/или учиться это делать – слышать и фиксировать информацию).

Один раз родитель сделал «вместо» ребенка. Ребенку одного раза достаточно, чтобы освоить алгоритм снятия с себя ответственности.

– Из школьного чата я узнал, что у моего сына сегодня был конфликт с одноклассником.

– Почему ты узнал об этом из школьного чата, а не от сына?

Доверие между ребенком и родителем, родителем и ребенком начинает стремиться к нолю:

— Ребенок ничего не рассказывает о школе? Не беда! Я узнаю об этом в чате!

— Зачем я буду рассказывать родителям о школе, они и так узнают из чата!

...Тема не закрыта.

Примечание.

Не работаю с детьми, работаю с теми взрослыми, которые были детьми.

Обращайтесь, если что (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Е.А.Нечаева, 19.09.2018 (С)

Популярные сообщения из этого блога

ЕКАТЕРИНБУРГ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Так уж получилось, что ко мне часто обращаются гости города с вопросами «Что и где посмотреть в Екатеринбурге?». В основном, гости среднего и старшего возрастов. В этой заметке расскажу о том, что нужно посмотреть обязательно и желательно, имея ввиду тех гостей, которые посещают Екатеринбург впервые.
Данные актуальны на апрель 2018-го года.
Фото: из личного архива (Елена Нечаева), Владимир Задумин, Сергей Гребёнкин, Тима Радя, а также с сайтов упомянутых в статье организаций и других открытых интернет-источников.
Екатеринбург для туристов глазами аборигена...


На фото: вид с Плотинки на Городской Пруд, слева - Екатеринбург-Сити, правее вдалеке - Макаровский Мост (реконструируют к Чемпионату Мира по футболу), справа - комплекс стадиона "Динамо" - пожалуй, самый любимый горожанами памятник архитектуры в стиле советского конструктивизма.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Прошу прощения, "якорей" на этом сервисе нет, поэтому придется скроллить...
I. Когда посещать Екатеринбург и сколько нужн…

ОСНОВНОЕ - КРАТКО

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ*

*Предложение недействительно для несовершеннолетних и лиц, состоящих на психоневрологическом учете

ОСНОВНОЕ И ТЕРМИНЫ

Конфиденциальность (сохранность информации от третьих лиц) гарантирована.
Индивидуальная консультация — это консультация Один на Один.
Сессия — это одна консультация, она длится 45-50 минут.
Памятка Клиента  (PDF) — основа нашего взаимодействия.
Запрос — это цель, жалоба, задача клиента, с которыми клиент хочет поработать (решить, достичь и т.п.).

ОПЛАТА

Размер оплаты клиент выбирает сам (на 2018-й год - от 2 до 6 тыс.руб.), кроме Акций.

ФОРМЫ РАБОТЫ (НА ВЫБОР):
кабинет в центре ЕкатеринбургаSkype (любой город)телефон (любой город)e-mail (любой город)ДЕМО-СЕССИЯ, БЕСПЛАТНО

Демонстрационная, ознакомительная, "пробная" сессия. Демо-сессияобязательна, проводится по Skype или по телефону.

КОНТРАКТЫ

Четыре сессииминимальный контракт (+ демо-сессия).
Максимальный контракт не ограничен.
Сроки чаще востребованных контрактов…

НОВОЕ: КОНТРАКТ DYNAMIC

Контракт DYNAMIC больше всего подойдет в двух случаях:
а) для тех, кто «много накопил» и хочет в темпе «разгрести» накопленное, провести «инвентаризацию жизни», отделить «одного от другого», наметить истинные цели, истинные проблемы, задачи и пути их решения;
б) для тех, кто находится в неких экстремальных обстоятельствах, например, необходимо срочно «что-то сделать», активно себя замотивировав и подобное.
УСЛОВИЯ
1. Количество сессий (всего): 6 (шесть), из них первая сессия - бесплатно.
Между первой бесплатной сессией и платной сессией может пройти не более недели (чаще мы проводим первую платную сессию на следующий день после первой бесплатной).
2. Периодичность сессий: ежедневно (как правило, с понедельника по пятницу).
3. Длительность сессии: 45-50 минут.
4. Сессии проводятся только дистанционно (по Skype или по телефону).
В некоторых случаях возможны встречи в кабинете (центр Екатеринбурга).
5. Конфиденциальность гарантирована.
6. Памятка Клиенту (читать обязательно).
Поскольку се…